Обработка и интерпретация результатов. Рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сум­ме показателей по пяти этапам

Предыдущая9101112131415161718192021222324Следующая

Рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сум­ме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо опреде­лить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий пока­затель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом со­вершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

Таблица 3.15. Протокол исследования переключения внимания
Этап Регистрация ■ремени по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные Регистрация цифры ошибок
I t 1 2 24 23 22 21 20
II t 8 9 19 18 17 16 15
III t 11 12 15 ■ 14 13 12 11 10
IV t 9 8 7 6 5
V t 21 22 3 2 1

А = Т- С,

где А — показатель переключения внимания, ТнС — балльные оценки вре­мени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 3.16 и 3.17.

Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необ­ходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (см. табл. 3.13).

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в несколь­ких направлениях. Во-первых, необходимо в результате сопоставления дан­ных сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по об­следуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, т. е. в какой мере отличаются дан­ные, полученные при обследовании одного испытуемого, отсреднегруппо- вых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем эксперименталь­ные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величи­ны шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Таблица 3.16. Балльная оценка времени переключения внимания
I II Этап III IV V
время балл время балл время балл время балл время балл
Менее 16 Менее 29 Менее 32 Менее 28 Менее 30
16-21 29-34 32-40 28-34 30-34
21-26 34-39 40-48 34-39 34-38
26-30 39-44 48-56 39-45 38-42
30-35 44-49 56-64 45-50 42-46
35-40 49-54 64-76 50-56 46-50
40-45 54-59 76-84 56-62 50-54
45-50 59-64 84-92 62-67 54-58
50-54 64-69 92-100 67-73 58-62
54-59 69-74 100-108 73-78 62-66
59-64 74-79 108-116 78-84 66-70
64-69 79-84 116-124 84-90 70-74
69-74 84-89 124-132 90-95 74-78
74-78 89-94 132-140 95-101 78-82
78-83 94-99 140-148 101-106 82-86
83-88 99-104 148-156 106-112 86-90
88-93 104-109 156-164 112-118 90-94
93-98 109-114 164-172 118-123 94-98
98-102 114-119 172-180 123-129 98-102
102-107 119-124 180-188 129-134 102-106
107-112 124-129 188-196 134-140 106-110
112-117 129-134 Более 196 140-146 110-114
Более 117 134-139 146-151 114-118
Более 139 Более 151 118-122
Более 122

* * *



Особенности мышления младшего школьника в первые два года обуче­ния во многом сходны с особенностями мыслительной деятельности до­школьника.

У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на ре­альные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на ос­нове конкретных фактов. Процесс обучения быстро стимулирует развитие абстрактного мышления.

В процессе развития мыслительной деятельности происходит пере­ход от оперирования практическими действиями в решении наглядно данной ситуации, конкретной задачи к умственным, внутренним, свер­нутым действиям. Изменяется содержание, которым оперирует ребенок. От наглядного, единичного факта ребенок переходит к оперированию представлениями о нем, а затем и к все более обобщенным понятийным знаниям.

Таблица 3.17. Балльная оценка ошибок переключения внимания

Этап Количество Ошибки, баллы
ошибок цвета числа порядка
II 1,5 1,5 4,5
4,5 4,5
7,5 7,5
III
4-5
IV 1,5
V 1,5
-


6631362100159894.html
6631393091131429.html
bool(false)     PR.RU™