Предконфликтная стадия

Наилучший способ регулирования социального кон­фликта — его предупреждение. Поэтому мы рассмотрим вопросы, относящиеся к действиям сторон, сил конфликта на латентной фазе и фазе фор­мирования конфликта, т.е. действия сторонна предконфликтной стадии социального конфликта.

Д. Лотц выделяет индикаторы происходящего на предконфликтной стадии (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Индикаторы конфликта, наблюдаемые перед забастовкой в ЮАР

Индикаторы Число случаев %
Неповиновение, напряженность, недовольство рабочих Уменьшение выпуска продукции Борьба профсоюза за признание Ничего не происходит Увеличение числа жалоб Процесс переговоров по поводу заработной платы Забастовки в регионе Более высокий уровень заработном платы на схожих производствах Повысившаяся частота невыходов на работу Повысившаяся частота нарушений дисциплины Достижение пределов объемов сверхурочных работ Угроза забастовки (статьи, заметки) Увеличение увольнении рабочих Ухудшение работы оборудования Предварительные предупреждения Нарушения в общении Отмеченное уменьшение числа желающих получить дополнительную работу 38,1 24,6 24,6 22,2 16,7 16,7 13,5 12,7 11,1 11,1 7,9 7,9 6,3 6,3 6,3 4,0 0,8

Конечно, мы не можем напрямую переносить ситуацию в про­мышленности ЮАР на наши проблемы. Но отсутствие подобных исследований не оставляет выбора. Вместе с тем, представляется, что набор индикаторов в нашем случае вряд ли будет отличаться от вышепоименованного. Особенно с усилением темпов приватиза­ции и превращением или возвращением индустриальных конфлик­тов в ту форму, которая им присуща в других демократических странах.

И вместе с тем, приведенные данные очень слабо фиксируют события, происходящие на скрытой, латентной фазе конфликта. Здесь нужны другие индикаторы, в этом плане куда более тонкие и труднодоступные. Поиск и наблюдение таких индикаторов тре­бует уже непосредственного глаза специалиста-консультанта, а не опыта менеджеров, прошедших через забастовки самой различной степени ожесточенности, как в исследованиях Д. Лотца.

Чувства, выражаемые работниками в ходе осмысления насту­пающего конфликта, редко выражаются конструктивно, если толь­ко для этого не были созданы и внедрены в производство специ­альные механизмы, как, например, в Японии с теми же кружками качества. Или же в работе служб «Внимание», «Рабо­чее настроение», «Сигнал» и прочих, действующих по жалобам и заявлениям самих работников. Тем более это затруднено для ру­ководителей предприятий, отгороженных от работников нескольки­ми уровнями руководителей-посредников. И если и имеется пря­мой контакт, то в период подготовки забастовки он значительно затрудняется. К тому же добавляется волна недоверия к руково­дителям вообще. Но даже если чувства и не выражаются, но про­блемы остаются. Они проявляются в непрямом виде, в косвенных показателях и событиях. Существует немало таких непрямых симптомов надвигающегося конфликта, каждый из которых потен­циально способен повлиять на продуктивность, морально-психоло­гический климат, отклоняющееся поведение, настроение в домах работников предприятия.



При налаженности заводской статистики многие из этих симптомов могут быть выявлены ее тщательным изучением. Другой путь — внимательное выслушивание, о чем люди говорят в курилкаx, во время приема пищи (обеды, ужины), в ходе технологическиx перерывов.

Каждый из симптомов может проявить себя множественным образом. Другое дело, что нужно уметь эту множественность ана­лизировать и вовремя на нее реагировать. Кроме того, часть из симптомов может присутствовать, часть отсутствовать вообще.

Здесь нет стандартов на все случаи. Согласно С. Тернеру, в организации в целом существует три различные типа симптомов скрытого конфликта: указывающих на уход от конфликта; указывающих, что конфликты подавляются; показывающих «атакующую» ответную реакцию.

Симптомы скрытого конфликта:

1. Избегание конфликта

1) Увеличение числа неявок на работу

2) Скрывающееся поведение

3) Поддакивание боссу

2. Задавливание конфликта во внутрь

4) Плохое здоровье

5) Пьянство как уход от действительности

6) Низкая удовлетворенность трудом

7) Нарушение ритма выпуска продукции

3. Противодействующие ответы на конфликт

8) Распространение слухов

9) Воровство и разрушение оборудования

10) Активность профсоюза

11) Дикие забастовки (67, 44).

Попробуем более детально рассмотреть эти симптомы, выделенные социологами.


6628024039435957.html
6628102143820420.html
    PR.RU™