Сущность, цели и задачи финансовой политики государства

123456

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что на сегодняшний день проблематика государственного регулирования экономики, в частности финансовая политика и, как её часть, денежно-кредитная политика, выходит на передний план научных дискуссий, конференций и исследований. Денежно-кредитное регулирование экономики является неотъемлемым элементом макроэкономической политики государства. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование чёткого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего воздействовать на деловую активность, совокупный спрос, состояние кредитного рынка, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. В идеале денежно-кредитная политика государства призвана обеспечить стабильность цен, стабильную занятость населения и экономический рост – таковы её высшие и конечные цели. Однако на практике с её помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. Правительства, министерства финансов и центральные банки очень часто вынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, роста инфляции, ослабления курса национальных валют, кризисных явлений в экономике и финансовом секторе. От того, как государство строит свою денежно-кредитную политику, насыщает экономику деньгами, стимулирует экономический рост, во многом зависит его будущее.

Цели денежно-кредитной политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве: состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

Денежно-кредитное регулирование – одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы.

Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Регулированию экономики посвящено множество научных трудов отечественных и зарубежных учёных. Из зарубежных учёных стоит выделить А. Смита, Дж. Кейнса, Милтона Фридмена, И. Фишер, из отечественных – М. Туган-Барановского, Н. Кондратьева, С. Глазьева.

Роль денежно-кредитной политики в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.



Несмотря на изученность проблематики государственного регулирования экономики содержит в себе некие противоречия между основными школами и направлениями, но, тем не менее, в отечественной и зарубежной практике используются различные методы и подходы, определённые экономистами различных школ. Таким образом, тема государственного регулирования экономики и денежно-кредитной политики в частности является на сегодняшний день актуальной, не смотря на разработанность и изученность, и перспективной с точки зрения её дальнейшего изучения, разработки и построения рекомендаций и аналитических исследований.

Целью дипломной работы является изучение сущности финансовой политики государства и денежно-кредитной политики в частности, изучение её целей и методов.

Задачи в рамках дипломной работы:

· Определить сущность, цели и методы политики государства

· Определить сущность, цели и методы финансовой политики государства

· Определить виды финансовой политики государства

· Определить сущность, цели и методы денежно-кредитной политики как части финансовой политики государства

· Определить инструменты и условия реализации денежно-кредитной политики государства

· Определить современные социально-экономические условия государства

· Определить специфику функционирования и структуру центрального банка государства

· Провести анализ денежно-кредитной политики государства

· Сформировать рекомендации по оптимизации денежно-кредитной политики государства

Объект дипломной работы – денежно-кредитная политика Украины, Республики Беларусь, Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, а также центральные банки данных государств.

Предмет дипломной работы – методы, инструменты, субъекты, объекты и условия реализации денежно-кредитной политики как составляющей финансовой политики государства, специфика, структура и различия в функционировании центральных банков выше перечисленных государств.

В дипломной работе использованы методы теоретического анализа, структурного анализа, ретроспективного анализа, классификации, а также синтеза.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованной в ходе её написания литературы и приложений.


ГЛАВА 1.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, КАК ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Сущность, цели и задачи финансовой политики государства

Проблематика государственного регулирования экономики стала интересовать учёных-экономистов ещё в эпоху классической школы политэкономии. Первым из учёных, кто обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику, был Джон Кейнс.

«Общая теория» Дж. М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономические факторы, как-то: государства (стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов). Кейнс считал, что государство должно оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами. Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Кейнсу, зависит от изыскания средств (государственные инвестиции, достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их недостаточности должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы.

Милтон Фридмен является основоположником школы монетаризма. Это учение отводило деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. В центре внимания монетаристов находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки – ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Позитивный вклад монетаризма в экономическую теорию состоит в глубоком исследовании механизма обратного воздействия денежного мира на товарный мир, денежных инструментов и денежной политики – на развитие экономики. Монетаристские концепции служат основой денежно-кредитной политики в качестве направления государственного регулирования экономики.

Из отечественных учёных стоит выделить М. И. Туган-Барановского. Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов – фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования, связывает свою теорию с величиной процента на капитал: высокий процент говорит о нехватке средств на инвестиционную деятельность, а ликвидация промышленного кризиса вызывает падение ставки процента. Переход к социализму М. И. Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И. Канта).

Для понимания сущности финансовой политики необходимо понимание такого явления как государственная политика в целом, а также выявление её сущности, функций, механизмов и условий реализации.

Под государственной политикой следует понимать совокупность ценностных целей, государственно-управленческих мер, решений и действий, порядок реализации государственно-политических решений (поставленных государственной властью целей) и системы государственного управления развитием страны.

Необходимо уточнить, что государственная политика конструируется для реализации и вовсе не констатируется постфактум. Ей присущ прагматизм, рационализм и диагностируемость.

Рациональность как базовая процессуальная характеристика государства, доминирующий способ обеспечения его жизнедеятельности также утверждается и путем формирования государственной политики и заключается в практике согласования целей различных групп интересов через состязательность аргументов, попытки убеждения оппонентов в справедливости своих позиций и оценок. И главный, хотя и не единственный критерий в этом процессе - стоимость ресурсов, выделяемая для достижения поставленных целей.

Таким образом, рациональная аргументация - это основной процесс, концептуализирует формирования государственной политики. Определяющим для государственной политики результат ее реализации, то есть количественное измерение ее целей.

В процессе формирования государственной политики в контексте целеполагания любая, даже самая сложная и абстрактная проблема, может быть сведена к определенному перечню составляющих, имеющих количественное выражение. Известно, что качество управленческой деятельности государства зависит от количественного измерения показателей деятельности его органов власти, прежде всего в части выражения целей. Количественные критерии целесообразно применять еще и для сопоставления различных групповых интересов, соотнесение финансовых затрат на те или иные цели.

На основе количественных показателей практически согласуются возможности и планы, усилия различных ведомств, устанавливается иерархия ответственности органов власти. Необходимость обработки использования количественных показателей деятельности государства обусловлена ​​и тем, что государство вынуждено осуществлять сознательно направлены действия, тратить определенные ресурсы. И в этом смысле лишь определенные цели могут стать ориентирами конкретных действий тех или иных государственных структур. В случае возникновения отклонений между соответствующими целями и ресурсами, как правило, постоянно "возникают" посторонние интересы, провоцируя коррупцию и казнокрадство.

Рациональная основа формирования государственной политики предполагает, что даже для неструктурированных задач или форс-мажорных обстоятельств цели органов власти должны иметь явно выраженные количественные параметры. Только при этих условиях можно обеспечить целенаправленность государственных действий, их осознанную ориентацию на те или иные общественные интересы.

Система государственной политики – это совокупность человеческих, институциональных, процессуальных, и духовных составляющих (социальные институты, цели, принципы, методы, интересы, потребности и другое), которые консолидированы на основе императивной государственной власти для политического управления экономической, социальной и другими сферами жизни с целью реализации общественно определённых ценностей и достижения общественно значимых целей.

Важным средством реализации политики государства в любой сфере общественной деятельности является ее финансовая политика. Финансовая политика зависит от конкретных исторических условий и задач, которые стоят перед обществом и должна учитывать как потребности общественного развития, так и реальные экономические и финансовые возможности государства.

Финансовая политика - это определение государством источников формирования доходов государственного и местных бюджетов, допустимых пределов разбалансированности бюджета, источников финансирования бюджетного дефицита, приоритетных направлений расходов бюджета, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы. Целью финансовой политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями.

Финансовая политика и механизм ее реализации зависимости от поставленных целей финансовая политика подразделяется на стратегическую (перспективную) финансовую политику и тактическую. Финансовая стратегическая политика - это комплекс мероприятий, направленных на достижение перспективных финансовых задач. Стратегические задачи финансовой политики чаще всего связывают со структурными изменениями в финансовой системе и финансовом механизме в целом.

Перспективная финансовая политика рассчитана на длительный период. Она должна обеспечить выполнение стратегических масштабных задач, требующих больших затрат времени и капитала. Финансовая стратегическая политика имеет такие разновидности как:

· политика экономического развития

· политика стабилизации

· политика ограничения деловой активности

Под политикой экономического развития понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактического объема валового национального продукта (ВНП) и уровня занятости населения.

Политика стабилизации - это система финансовых мер, направленных на удержание объема выпуска продукции на достигнутом в стране уровне. Политика ограничения деловой активности - это система экстремальных финансовых мер, направленных на снижение темпов роста реального объема ВВП по сравнению с достигнутыми. Правительство применяет такую ​​политику в периоды экономического подъема для того, чтобы предотвратить кризис перепроизводства. Тактическая финансовая политика направлена ​​на решение задач конкретного этапа развития общества посредством перегруппировки финансовых ресурсов и изменения способов организации финансовых связей. Финансовая политика в зависимости от инструментов, используемых делится на бюджетную и денежно-кредитную.

Схематически структура финансовой политики государства изображена на рис. 1.1.


Под денежно-кредитной политикой понимают:

· обеспечение стабильности денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;

· управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их доходности;

· обеспечение своевременности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы.

Основным объектом денежно-кредитной политики является совокупная денежная масса, от размера которой зависит динамика основных показателей развития экономики. Фискальная политика реализует интересы государства, его главное назначение - изъятие части ВВП на общегосударственные нужды, перераспределяя эти средства через бюджет. Государство защищает свои интересы также через таможенную и валютную политику. Согласно заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Главной задачей таможенной и валютной политики является приумножение золотовалютных резервов государства. Финансовая политика реализуется обычно в несколько этапов:

· формирование научно обоснованных концепций развития на основе изучения требований экономических законов, анализа перспектив совершенствования производства и населения;

· определение основных направлений использования финансов в производстве и в текущем периоде, то есть формирование стратегии и тактики финансовой политики. на этом этапе исходя из поставленных задач следует учитывать возможности увеличения и уменьшения финансовых ресурсов, а также внешние, политические и экономические факторы;

· непосредственные практические действия, направленные на достижение поставленных целей.

Таким образом, дееспособность финансовой политики зависит от эффективности деятельности государства на каждом этапе и правильности принятых решений. Ее формирование начинается с четкого определения целей и постановки обоснованных задач. Исходя из этого, осуществляется выбор типа финансовой политики - политика экономического развития, политика стабилизации или политика ограничения деловой активности. На этой основе избираются направления реализации (решается, какие задачи обеспечиваются средствами монетарной, а какие - фискальной политики) и инструменты реализации и способы обеспечения их скоординированного действия.

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой довольно сложную систему воздействия на различные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния являются взаимоотношения государства, производит и реализует финансовую политику, с субъектами хозяйствования, которые обеспечивают производство ВВП. Финансовый механизм - это совокупность форм и методов организации финансовых отношений.

• Финансовый механизм включает в себя следующие элементы:

• финансовое планирование,

• субъекты и объекты управления финансами,

• финансовый контроль,

• финансовые показатели и стимулы,

• нормы и нормативы,

• лимиты и резервы,

• финансовое законодательство.

Финансовое планирование представляет собой деятельность по формированию и использованию централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов. Объектом управления финансами являются финансовые отношения. Субъектом управления финансами являются различные организационные структуры, в частности в Украине это: Верховная Рада Украины Аппарат Президента; правительство; Министерство финансов; Государственное казначейство; Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку; Счетная палата и др. Основной целью финансового контроля является обеспечение интересов всех субъектов общественного производства. Субъектами финансового контроля являются постоянные комиссии парламента, органы исполнительной и законодательной власти, аудиторские фирмы. Такие элементы финансового механизма как нормы, нормативы, лимиты, финансовые санкции являются нормативными обеспечением финансовой политики. Нормы характеризуют определенный уровень обеспечения финансовыми, материальными ресурсами расходов субъекта финансовых отношений. Лимиты - это ограничение расходов в целях рационального использования финансовых, природных и других ресурсов. Финансовые санкции призваны усилить материальную ответственность субъектов хозяйствования за выполнением финансового законодательства и взятых обязательств. К ним относятся штраф и пеня. Штраф используется в твердой денежной сумме. Пеня начисляется за несвоевременное выполнение финансовых обязательств, устанавливается в процентах от суммы просроченного платежа.

В рамках финансового механизма применяют два метода финансового воздействия на социально-экономическое развитие, что в соответствии формируют две его подсистемы: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Финансовое обеспечение реализуется на основе соответствующей системы финансирования, которое может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Различные формы финансового обеспечения используются на практике одновременно через установление оптимального для данного этапа развития общества соотношение между ними. Самофинансирования представляет собой обеспечение потребностей воспроизводства производства за счет собственных средств юридических и физических лиц. Применение того или иного метода зависит от направлений финансовой политики государства. Чем выше уровень развития общества и экономики, тем больше роль финансового регулирования. Принцип самофинансирования предполагает, что регулирование финансовой обеспеченности осуществляется за счет кредита. Он требует четкого определения соотношения между собственными и заемными ресурсами. С позиции финансовой эффективности собственные ресурсы (т.е. самофинансирование как форма финансового обеспечения) предназначены для покрытия затрат на минимально допустимом уровне. Остальные ресурсов формируется на основе использования кредита. Недаром центром финансовой системы везде есть банки. Главное преимущество такой системы финансового обеспечения заключается в том, что она способствует максимально эффективному использованию имеющихся в обществе ресурсов на основе ускорения их кругооборота. Увеличение удельного веса собственных ресурсов, наоборот, замедляет кругооборот ресурсов, а потому и замедляет темпы социально-экономического развития. Основой самофинансирования как формы финансового обеспечения является собственный капитал.

Кредитование - очень действенная форма финансового обеспечения. Во-первых, достигается значительная экономия общественного капитала за счет использования одних и тех же ресурсов разными субъектами предпринимательской деятельности. Во-вторых, установлены принципы кредитования требуют эффективного хозяйствования.

Третья форма финансового обеспечения - внешнее финансирование. Оно заключается в выделении средств определенным субъектам на безвозвратной и безвозмездной основе. Это может быть государственное финансирование из бюджета или государственных фондов целевого назначения, поступления средств от общественных и благотворительных фондов и организаций данной страны и из-за границы, гранты от международных организаций. В условиях рыночной экономики эта форма является подчиненной относительно самофинансирования и кредитования. Основным ее видом являются бюджетные ассигнования. Следует отметить, что всегда были и будут такие сферы деятельности, требующие государственного финансирования. Прежде всего, это те сферы, которые являются непривлекательными для частного бизнеса или имеют чрезвычайную общественную вес. Однако при определенных условиях бюджетные ассигнования могут быть главным источником ассигнований в экономику на основе кейнсианской теории бюджетного мультипликатора. Такие условия возникают тогда, когда практически невозможно использовать другие формы финансового обеспечения, прежде всего в период финансового кризиса.

Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Поскольку финансы представляют собой распределительные и перераспределительные отношения, то финансовые методы регулирования, по сути, являются методами распределения. Существуют два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный. Сальдовый метод предусматривает выделение итогового (сальдовая) элемента в распределении дохода. Как правило, именно этот сальдовый элемент несет в себе основную стимулирующее нагрузки. Так, прибыль предприятий представляет собой разницу между валовыми доходами и валовыми расходами. Именно это стимулирует рост доходов и снижение расходов. Промежуточные элементы распределения по сальдовому методом определяются на основе отдельных расчетов. Эти расчеты могут иметь нормативный характер, но нормативы устанавливаются не к объекту распределения (выручки, дохода, прибыли), а в других показателей. Нормативный метод распределения заключается в том, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются по объекту распределения. Нормативным является распределение прибыли при его налогообложении. Ставка налога на прибыль разделяет его на две части: первая вносится в бюджет государства, вторая составляет чистую прибыль, которым предприятие распоряжается самостоятельно. Выбор метода распределительных отношений является очень важным этапом построения системы финансового регулирования. Однако нельзя противопоставлять один метод другому, потому что суть не только и не столько в методе, а в том, чем он наполняется, то есть элементы распределительных отношений включает. При сальдовом методе главное - выделение итогового элемента. В нем должны быть заложены стимулирующие функции, и они должны быть реализованы на практике. Если этого нет, то такая модификация сальдового метода не соответствует задачам финансового регулирования.

При нормативном методе распределения очень важно установить оптимальное соотношение между нормативным регламентированием и самостоятельностью юридических и физических лиц в расходовании средств. Метод финансового регулирования определяет характер действия финансового механизма. Каждый метод может иметь множество модификаций в зависимости от того, какие элементы распределительных отношений он охватывает. Каждому из элементов соответствует определенное целевое назначение в виде закрепленных за ним функций. Таким образом, в составе финансового механизма создается набор финансовых инструментов, с помощью которых осуществляется воздействие на различные стороны общественного развития. Видами таких инструментов являются налоги, взносы и отчисления, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых инструментов постоянно меняется в зависимости от задач финансовой политики. Чем шире вмешательства государства в финансовую деятельность предприятий и населения, тем больше ему нужно инструментов. Расширение самостоятельности предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям привело к сужению круга финансовых инструментов. Сейчас к ним относятся платежи в бюджет и фонды целевого назначения, государственные дотации, а также амортизационные отчисления. Таким образом, функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регулирование, планирование, организация и контроль. Правовое регламентирование отображается в разработке и принятии законодательных актов по финансам. Эта функция возлагается на органы государственной власти. Финансовое планирование заключается в разработке финансовых планов, на основе которых ведется оперативное управление. Основной финансовый план - бюджет государства - утверждается законодательно. Функции организации финансовой деятельности в стране возлагаются на органы государственного управления и непосредственно в Министерство финансов и Центральный банк. Эффективность управления финансовым механизмом зависит, прежде всего, от четких, слаженных и согласованных действий этих органов. Финансовый контроль дает возможность постоянно следить за движением денежных потоков, он обеспечивает проверку законности осуществления финансовых операций и тем самым правильное направление действия финансового механизма.


6627750311765715.html
6627792370968291.html
bool(false)     PR.RU™